Раздел обобщает полезные материалы по работе с людьми, а именно с руководителями, с коллегами, подчиненными. В данном разделе приведены видео-сюжеты для более яркого запоминания ценностей, которые востребованны в работе и следование которым позволяет повысить эффективность деятельности.

Навык постановки задач


Один из ключевых навыков менеджера - это умение правильно поставить задачу, что, на наш взгляд, в наибольшей степени определяет успех ее выполнения и достижения более общей цели. Если Вы думаете, что ставить задачи просто, а их частое некачественное выполнение - результат некомпетентности подчинённых, посмотрите добрые комиксы ниже и убедитесь, что Вы не действуете, как Кот Икс; иначе работать над собой в первую очередь нужно Вам, а не Вашим подчинённым.

cat1
cat2

Литература по менеджменту


Практика менеджмента

Друкер П. (1986)
praktika-menedzhmenta

Автор развивает теорию управления вокруг трех ролей, которые выполняет руководитель каждодневно:
1. спасатель (он должен решить неожиданно возникающие срочные вопросы)
2. представитель (на некоторых собраниях он должен просто присутствовать, поскольку компанию ассоциируют с ним и наоборот)
3. философ (в периоды, свободные от выполнения первых двух ролей он должен мыслить о стратегическом развитии организации).

Идеальный руководитель

Адизес И. (2004)
Идеальный руководитель

Автор считает, что человек - это набор четырех качеств, которые могут проявляться в разной степени. Если у него есть все и два из них сильно развиты, то такой человек может быть руководителем. К четырем качествам относятся:
1. результативность, достижение результата (P - productivity);
2. администрирование, организация (A - administration);
3. предпринимательский дух (E - entrepreneurship);
4. интеграция, часто также понимают под термином "soft skills", умение строить комфортные отношения с людьми (I - integration).
При этом людей со всеми четырьмя сильно развитыми качествами автор не встречал.

Видео-сюжеты о правильных ценностях в работе


Проактивность

Дьявол носит Прада

Выдержка из фильма "Дьявол носит Прада" (Devil wears Prada) о том, что такое проактивность, т.е. как решая задачу, предвидеть и учесть последующие, но не анонсированные подзадачи.

Делаем по-другому

Джобс. Империя соблазна

Выдержка из фильма "Джобс. Империя соблазна" о том, что не нужно повторять; лидер никогда не повторяет, он создает новое, по-иному решает проблемы.

Честность

Мужчины и женщины: способ применения

Выдержка из фильма "Мужчины и женщины: способ применения" (Hommes, Femmes: Mode D'Emploi) о том, что честность может цениться.

Подход

Вне закона (Marginal)

Выдержка из фильма "Вне закона" (Marginal). Показывает, что располагает людей к взаимодействию; почему позитивный подход, лучше критики и указания на недостатки.

Приветствие

Баловень судьбы

Выдержка из фильма "Баловень судьбы" (I'itneraire d'enfant gate) о том, как здороваться и ничему не удивляться.

Команда

Легенда № 17

Выдержка из фильма "Легенда № 17" о командной работе.

Принципы эффективной работы


Принцип поведения

  1. Введение
    1. Данный кодекс обобщает идеи и наблюдения об общих принципах работы и особенно о личностных навыках (то, что за рубежом часто называют «soft skills»)
    2. Эти принципы помогут каждому повысить свою эффективность, и им должен следовать каждый, чтобы выросла эффективность всей команды
    3. Задачей кодекса является не только сформулировать принципы работы (т.е. ответить на вопрос «как работать?»), но и, где особенно необходимо, пояснить, зачем так нужно поступать (т.е. ответить на вопрос «почему?»)
  2. Базовые принципы
    1. Думайте о команде. Во всех поступках, действиях и намерениях необходимо думать о других; каковы последствия для других; как Ваши результаты и действия будут восприняты остальными.
    2. Проявляйте уважение к коллегам.
      1. Если Вы не можете что-либо выполнить, спрашивайте, не информируйте. В жизни бывают разные ситуации, и команда всегда Вас поддержит, когда Вы ее уважаете. Уважение проявляется в том, что Вы спрашиваете, а не информируете. В любом случае Вам не откажут, понимая Вашу ситуацию (ясно, что в сложных ситуациях сложно думать о форме), но взаимное уважение стоит больше, чем сам факт принятия Вашей ситуации.
      2. Будьте вежливы со всеми независимо от уровня и позиции. Учитывайте, что слова могут как приободрить, так и опечалить.
    3. Будьте проактивны и несите ответственность. Не бойтесь неопределенности. Всегда выбирайте быть оцененным за сделанный поступок, чем за несделанный. Если есть два варианта: сделать с непредвиденным результатом (с возможностью неудачи) или не сделать, - выбирайте сделать. Поэтому если Вы видите, что зашли в тупик с решением вопроса (не знаете, куда повернуть на развилке решений), выбирайте любое решение (любой поворот) и будьте готовы оперативно корректировать направление, поскольку обратная связь сразу пойдет от коллег.
      1. Ответственность заключается в том, что Вы считаете из всех сторон ответственным себя. Если какую-то проблему не решили, поскольку Ваше предложение не дошло до уровня принятия решения, значит, это Вам необходимо было быть настойчивее; чаще подходить; к большему числу людей подходить; добиваться, что Вас верно поняли.
    4. Работайте эффективно. Лучше дольше обдумайте, как выполнить задачу, чтобы выполнить ее эффективнее (быстрее при одинаковом уровне качества; качественнее при тех же затратах).
    5. Используйте системный подход. Всегда думайте, как системно решить вопрос.
      1. Помните, что нет ничего более постоянного, чем временное. Однократная задача потребует у Вас много времени, и будет спрашиваться чаще, чем Вы ожидаете. Поэтому делайте так, чтобы Вы и Ваши коллеги могли воспроизвести ее в оптимальные сроки, кроме совсем критических ситуаций (если Вы правильно спланировали Вашу деятельность, то набор критических ситуаций у Вас будет минимален).
      2. Делайте хорошо с первого раза, чтобы результатом пользовались долго. У нас нет времени на переделывание работы.
      3. Думайте о пользователе Ваших результатов. Подумайте, как коллега мог бы проверить Ваши результаты и воспроизвести.
    6. Управляйте ожиданиями. Большинство конфликтов происходит из-за рассогласования ожиданий. Из-за несовершенства распространения информации нужно о Ваших действиях и планах информировать других, чтобы они принимали решения и оценивали Вас относительно новой реальности, сами корректировали свои планы и действия.
    7. Учите и учитесь. В работе старайтесь больше помогать коллегам, объясняйте. Чем больше Вы поясняете, тем больше Вы сами видите, что требует улучшения и оптимизации. Вы должны брать инициативу за улучшения и оптимизацию, чтобы коллеги чувствовали, что действительно Вы мастер данного процесса. Если Ваши результаты не может повторить несколько человек команды, то это слабость команды.
    8. Гордитесь тем, что Вы делаете. Рассказывайте о том, что Вы делаете. Максимально по возможности вовлекайте Ваших коллег в то, что Вы делаете. Вас должны знать. Должны знать результаты Вашей работы, поскольку они пригодятся тем, кого Вы менее всего ожидаете. Лучшей наградой является то, что результаты Вашей работы используют другие. Стремитесь к этому!
      1. Интересуйтесь тем, что делают коллеги; с кем они встречаются, чтобы координировать и оптимизировать усилия.
    9. Ориентируйтесь на суть, будьте терпимы к деталям. При этом помните, что правильно преподнесенные детали могут позволить быстрее получить нужную реакцию коллег.
      1. Помните, что делегировать можно не только исполнение, но и решение. Поэтому старайтесь максимально ставить цели и задачи, чтобы выполняющий чувствовал свою значимость и свою ответственность, а не то, что он делает что-то, потому что ему сказали так сделать.
    10. Будьте конкретны. Сообщая общие фразы, Вы не позволяете отличить себя от ничего не делающего сотрудника. Если столкнулись с проблемой, продумайте несколько вариантов. Поймите выгоды и недостатки разных вариантов, предложите оптимальное решение. Помните, что решение есть всегда.
    11. Создавайте. Если у Вас нет идей о новых решениях, продуктах, процессах, улучшайте то, что у Вас уже есть.
    12. Не бойтесь ошибиться. Невозможно менять и создавать, не допуская ошибки. Главное учитесь и не повторяйте одни и те же ошибки дважды.
      1. Объясняйте другим, если они допустили ошибки. Если Вы переделаете самостоятельно за того, кто делал, то делавший никогда не узнает, в чем была его ошибка. Не думайте, что, показав коллеге правильный вариант, коллега поймет, где была ошибка. Часто из-за массы задач, коллега просто не будет смотреть. Поэтому когда Вы покажете, в чем была ошибка; и коллега сам ее исправит, то он сможет в следующий раз ее не повторить.
    13. Работайте добросовестно. Беритесь за решение задач любой сложности, поскольку решение всегда найдется.
      1. Вам может показаться противоречивым наличие вместе принципов добросовестной работы и готовности к ошибкам. Противоречия здесь нет. Во-первых, обратите внимание, что принцип готовности ошибаться указан раньше, т.е. он первичнее. Во-вторых, данные принципы относятся к разного типа ситуациям. С одной стороны, когда Вы четко понимаете, что требуется сделать; каковы последствия исполнения и неисполнения, то работает принцип качественной работы (если делаете, то добросовестно). С другой стороны, если в постановке задачи много неопределенности; неизвестно, что, как, кому, когда делать, - то нужно двигаться, нужно быть готовым к ошибкам. Всего Вы не предусмотрите. Здесь уже вопрос не в качестве работы, а в подходе к неопределенности.
    14. Будьте честными!
      1. Если Вы что-либо не знаете (например, как выполнить задачу), прямо говорите, если совсем не можете найти решение (но прежде вспомните принцип выше, что решение есть всегда). Хуже будет, если Вы промолчите, и будут ожидания, что Вы все поняли, а в срок ничего не будет готово.
      2. Честно отвечайте себе в ситуации, когда у Вас нет ответа на вопрос или решения задачи, что является первопричиной: то, что Вы не хотите или что не можете. Очень часто и очень сложно признаться в первую очередь себе, что Вы что-то не хотите делать (поскольку если Вы начнете думать, то решите все).
    15. Соблюдайте сроки выполнения задач. Да, лучше делать качественно и долго, чем некачественно и быстро, поскольку о скорости скоро забудут, но впечатления о низком качестве останутся надолго. Тем не менее, сроки в первую очередь существуют для координации разных (параллельных) работ и планирования использования ресурсов (в первую очередь временных) для последовательных задач. Соблюдение сроков Вами стимулирует Ваших коллег выполнять все в срок.
    16. Достигайте! Доходите до конца решения задачи самостоятельно. Всегда имейте свое мнение. Умение думать и решать задачи со своего уровня, не перекладывая на руководителя – залог успеха современных организаций.
  3. Коммуникация
    1. Принципы, не зависящие от способа коммуникации
      1. При постановке задачи себе и коллегам указывайте точный срок, включая час. Это помогает эффективнее организовать рабочий процесс, поскольку понятия «до обеда» или «конец рабочего дня» могут совершенно по-разному интерпретироваться разными коллегами.
      2. Информируйте о своих предложениях и решениях не столько для контроля Вас, сколько для координации разных коллег, к кому может относиться данный вопрос.
      3. Всегда совмещайте устную и письменную коммуникацию. Устная позволяет понять и разъяснить задачу; письменная - позволяет подтвердить задачу и является основой для обсуждения при разборе результатов выполнения задачи. Возможны две простые комбинации: вначале позвоните, потом – напишите; напишите, потом - позвоните.
        1. Добивайтесь, чтобы Вашу информацию получили, поняли, и действовали с ее учетом. Если Вы о чем-то написали, позвоните, подойдите. Добейтесь результата, что человек Вас понял. Помните о цепочке действий, которую Вам нужно воплотить в жизнь: Вашу информацию получили, информацию поняли, с информацией согласились, один раз сделали действие на основе информации, регулярно делают действие на основе Вашей информации.
      4. Отвечайте прямо на поставленный вопрос. Помните, что каждый человек мыслит по-своему. Если в вопросе он использовал конкретные слова, то он в них вложил определенный смысл. Использование в ответе иных слов, может не позволить ему понять ответ на свой исходный вопрос.
      5. Сообщайте вначале суть, потом – детали, если требуется. Если в суете дел, человек Вас не услышит; не будет с Вами на одной волне с первых слов, Вы не донесете до него сообщение и не получите то, что ожидали.
      6. Активно формулируйте вопрос, чтобы стимулировать действие, а не бездействие. Например, вместо вопроса «Можете ли Вы сделать…?» спрашивайте «Как Вы можете сделать…?»
      7. Информируйте коллег о Ваших встречах с другими коллегами. Возможно, есть общие моменты; полезная информация, которую стоит знать Вам или коллегам. Распространение информации – это всегда признак доверия.
        1. Если Вы об этом написали, скажите. Ожидайте, что то, что Вы написали, не прочитали. Вам должен быть важен результат (отписка не позволительна), будьте настойчивы в донесении информации.
    2. По телефону
      1. Поддерживайте коллег. Упреждайте автоматические переводы звонков, если Вы видите, что того, кому звонят, нет на месте.
      2. Дополняйте друг друга. Организуйте перехваты телефонов, чтобы с Вашей командой могли связаться за 1 секунду. Если кому-то из Ваших коллег не дозвонятся, это недостаток всей команды. Думайте о команде.
      3. Добавляйте ценность во всем, что Вы делаете. Когда отвечаете на звонок, старайтесь помочь. Отличайтесь от роботов. Современные аппараты могут указать, кто звонил; но они не могут решить вопрос. Динамичная организация – это не организация, в которой ищущий тонет в циклах переводов звонков с одного на другого; это организация, где он быстро находит решение с помощью коллег, кто ему отвечает по телефону.
      4. Когда Вы получили электронное письмо, позвоните. Не додумывайте за коллег, что они имели в виду при ответе. Даже если Вам кажется, что все ясно, позвоните, проговорите и подтвердите, верно ли Вы поняли (наблюдайте за собой – в большинстве случаев окажется, что Вы поняли немного в ином русле и что есть некоторые детали, которые решили коллеги не упоминать в письме).
      5. Если Вы видите более двух писем на одну тему между коллегами, позвоните. Переброска письмами – сигнал, что коллеги не понимают друг друга. Скорее всего, нужна уже очная встреча.
    3. По электронной почте
      1. В электронных письмах всегда прилагайте три вида материалов/сведений для удобства работы с ними:
        1. Редактируемый файл (чтобы пользователь мог внести правки и отправить Вам; нередактируемый файл – признак недоверия и возможной некомпетентности отправляющего, когда он хочет скрыть что-либо).
        2. Файл в формате PDF (для удобства отображения файла на мобильных устройствах);
        3. Ссылка на адрес хранения (для возможности доступа к файлу при его нахождении в истории переписки с любой точки в банке), даже если письмо уходит получателю, не имеющему доступа к указываемой директории. Этот адрес в первую очередь нужен для Вас и Ваших коллег.
      2. При внешней переписке копируйте Вашего руководителя, чтобы, как минимум, он был в курсе. Его неинформированность даст тень и на него, и на Вас как члена всей команды данного руководителя.
      3. «Знать должны двое». При переписке включайте ящик проекта всегда по рабочим (не личным) темам, чтобы о Ваших результатах знали больше одного человека; чтобы их найти и использовать могло более одного человека.
      4. Всегда указывайте Вашу фамилию, имя, данные для контактов. Несите ответственность за то, что Вы делаете и информацию, которую отправляете. Сделайте общение более живым (никто не захочет общаться с Управлением, Департаментом, но с конкретным человеком захотят).
      5. При отправки писем очень внимательно подходите к формулировке темы. Чем быстрее получатель письма поймет, что от него ожидают, тем быстрее он Вам ответит. В теме указывайте глагол требуемого действия, а не название предметной области.
      6. Старайтесь всегда получать подтверждение обсужденных по телефону вопросов письменно. Коллеги могут не желать нести ответственность за сообщенную информацию и не хотеть высылать подтверждающие письма. Тогда проявите инициативу и напишите письмо сами со словами «В подтверждение телефонного разговора Я понял Вас так…».
      7. Получив ответ, сразу благодарите коллег.
      8. Если Вы указываете человека в письме, его адрес должен быть среди получателей письма.
      9. Минимизируйте использование скрытой копии в электронных письмах.
  4. Работа с документами
    1. Отдавайте предпочтение использованию общих сетевых дисков перед памятью персонального компьютера для мобильности доступа Вас и коллег к информации из разных точек банка.
    2. Всегда нумеруйте страницы и слайды для того, чтобы при падении листов их быстро собрать воедино.
    3. Нумеруйте пункты тезисов на слайде презентации, чтобы эффективнее привлекать внимание аудитории к Вашим утверждениям при устном выступлении.
    4. Старайтесь умещать информацию на 1 лист А4. Если ее больше, значит там точно есть то, что не срочно или не важно.
    5. Представляйте информацию наглядно. Используйте выравнивание чисел по правому краю, чтобы глаз мог считывать вертикально сопоставимые значения (например, сравните ниже поставленные друг над другом числа 9.10 и 21.3; они создают впечатление, что первое больше, поскольку 9 больше 2, что неверно).
         •    9.10
         •    21.3
    6. Минимизируйте число цифр в отчете. Да, при расчетах Вы получаете детальные значения, но глаз человека воспринимает адекватно только три цифры. Поэтому старайтесь сократить числа до трех знаков, учитывая разряды. После запятой также используйте от одного до трех знаков. Например, 105 тыс., 1.45 млн., 0.95.
    7. Различайте графическую информацию. Используйте тип графика, соответствующий типу данных.
      1. Для данных типа потока (инфляция) используйте линейный график (линии).
      2. Для данных типа запаса (величина активов) – гистограмма (столбцы).
    8. В печатных материалах всегда указывайте адрес размещения файла на сетевом диске и контактные данные ответственного, чтобы, найдя распечатанный материал, Вы и коллеги знали, где его найти и кого спросить.
    9. Готовя электронные документы, проверяйте, как они отображаются при печати. Необходимо, чтобы в авральном режиме (при непредвиденных обстоятельствах) был минимум сбоев при нахождении материалов и первоисточник, на которых они подготовлены.
    10. При организации электронных папок нумеруйте их двузначной цифрой вначале. Так папки всегда будут в строгой очередности. Это позволяет взгляду привыкать к их расположению. Запомнив расположение, коллеги будут их быстрее находить.
      1. Как правило, 99 папок достаточно для одного уровня. 99 – это крайняя цифра номера папки для прочих объектов, архива и т.п. Основную нумерацию следует вести подряд, начиная с 01.
    11. Не отделяйте раздел подписи от основного текста, когда готовите договора. Иначе может получиться, что основной текст заменят, сохранив согласие с новыми условиями в виде старых подписей.
  5. Иные
    1. Работайте эффективно. Не создавайте видимость работы, оставаясь после 18:00 или отправляя электронные письма в нерабочее время без крайней необходимости.
      1. Отдыхайте дома. Не берите работу домой. Там Вы ее не выполните эффективно. Видимость работы только негативно отражается на результате.
    2. Для обсуждения вопросов (включая результаты выполненных задач), когда есть возможность, печатайте на принтере материалы и наработки. Вам покажется, что получатель материалов может все распечатать сам. Вы правы. Тем не менее, печать материалов Вами – еще одна возможность для Вашей самопроверки (обратите внимание, что, как минимум, в половине случаев сразу после печати материалов есть что-то, что Вы точно хотите поправить).
    3. Держите Ваш стол чистым, все документы должны быть упорядочены. При необходимости используйте папки и лотки. В целом минимизируйте объем бумажной документации. Максимально старайтесь переносить в электронный вид заметки, чтобы они хранились и были доступны коллегам.
    4. Приходите вовремя на работу (к 9:00), поскольку коллеги, которых Вы даже можете не знать, рассчитывают на Вас и ожидают, что при внеплановом вопросе в рабочее время Вы им поможете. Управляйте их ожиданиями.
    5. Уходя на обед, координируйтесь с коллегами, чтобы половина команды была в офисе, чтобы помочь ответить на возможный внеплановый запрос.
  6. Самопроверка
    Если Вы не знаете, как поступить, задайте себе следующие вопросы. Ответы на них могут дать Вам идеи о том, как поступить.
    1. Можно ли это сделать по-другому? Можно ли это сделать по-другому? Можно ли это сделать по-другому? Можно ли это сделать по-другому? Можно ли это сделать по-другому?
      1. Вы удивитесь, сколько ценных, неординарных и эффективных решений Вы найдете именно после пятого ответа на один и тот же вопрос.
    2. Имея некоторый вариант действий, есть ли у Вас внутреннее ощущение, что Вы поступаете правильно?
    3. Не противоречит ли Ваш поступок внутренним или внешним нормативно-правовым актам?
    4. Может ли Ваш поступок негативно сказаться на репутации команды и/или организации?
    5. Кто еще может быть участником или будет связан с результатами Ваших действий?
    6. Будете ли Вы опечалены, если другие члены команды узнают о том, какой поступок и почему Вы решили совершить?
    7. Как могла бы смотреться заметка о Вашем поступке в газете?
    8. Что мог бы подумать о Вашем поступке посторонний человек?
    9. Будете ли Вы спокойно спать после совершения такого поступка?
    10. Существует ли иное решение, не противоречащее описанным выше принципам?

К содержанию>>>

Принципы работы

  1. От вопроса идёт предложение

    При появлении какого-либо вопроса необходимо предложить ответ на него. Формула: "Я хотел бы проверить..."

  2. Не спешить

    Все задания необходимо выполнять без спешки, уделяя на них столько времени, сколько требуется на качественное выполнение. Торопить будут всегда, но помнят и нужно качество.

  3. Уточнять формулировку задания

    При появлении каких-либо сомнений относительно корректности понимания поставленной задачи, необходимо уточнять её у того, кто её поставил. Лучше раньше спрашивать, не бояться и не пропускать замеченное.

  4. Внимательно относиться к формулировке задания

    Перед выполнением задания необходимо убедиться в том, что оно понято корректно. При завершении задания необходимо удостовериться в том, что ни один его пункт не был забыт.

  5. В ответе необходимо использовать слова из вопроса

    При демонстрации результатов работы необходимо использовать те формулировки, которые были использованы при формулировании задания. Упоминать сам вопрос, его номер.

  6. Вычеркивать выполненные задания

    Для проверки того, что ни один подпункт задания не был пропущен, необходимо вычеркивать каждый выполненный подпункт задания.

  7. Чаще показывать результаты

    Лучше чаще показывать промежуточные результаты работы, чтобы оперативно подкорректировать направление работы в случае необходимости.

  8. Исключить из лексикона неконструктивные слова

    "Исключить: => Заменить на:
    - не знаю => найду
    - нет => возможно
    - не умею => (попробую понять, как делать)
    - проблема => возможность(улучшения)"

  9. Используйте персональный компьютер в последнюю очередь

    Сначала делать набросок результата на листе бумаги.

  10. Делайте работу и её результат наглядной

    Умещать результат на 1 странице и придерживаться формулировок задания.

  11. Легенда соответствует тому, что объясняет

    Один в один

  12. Оставлять "следы"

    В блокнот (журнал) вносить все комментарии, чтобы не терялись. Если Вы что-то заметили, в этом может быть риск и возможность.

  13. Прежде чем реализовывать идею, покажите, как хотите её реализовать

    Это позволит до начала работы внести необходимые корректировки, а также уточнить понимание итогового результата.

  14. Пишите конкретно

    Формулировки однозначны. Избегать слов "все", "очевидно".

  15. В языках понимайте суть

    Если нужен словарь, то лучше использовать толковый.

  16. Не использовать органы чувств

    Вместо проверки "на глаз" создавайте алгоритм, чтобы не допустить ошибки по невнимательности или по усталости.

  17. Будьте конкретны

    Называйте цифры вместо "больше", "меньше", "различно", "очень сущ-но".

  18. Указывать тему писем

    Указывать действие/предметную область. Затем [ключевое слово].

  19. Сразу звонить

    Звонить коллегам сразу после отправки письма.

К содержанию>>>

Принципы собраний

Правила, которые мы всегда соблюдаем на совещаниях

  1. Мы говорим по существу вопроса, максимально коротко и понятно для всех. Если считаем, что нужно промолчать – молчим.
  2. Мы не перебиваем выступающего и друг друга.
  3. Если мы задаем вопрос, мы говорим зачем мы его задаем, что он значит для нас.
  4. Мы берем на себя ответственность за то, что мы говорим, всегда выражаем собственную позицию и не делаем обобщений.
  5. Мы фиксируем и оперативно доводим поручения, мы следуем принятым решениям.
  6. Мы всегда помним об эмпатии и контролируем наши эмоции.
  7. Мы начинаем и заканчиваем совещание вовремя.
  8. Мы вовлечены и сконцентрированы на совещании и не отвлекаемся на гаджеты.
  9. Мы подготовлены к совещанию, сами глубоко погружены в материалы.
  10. Мы начинаем совещание с постановки его цели, обозначения повестки, порядка выступления и таймингу.
  11. Мы строго придерживаемся времени выступления и идем по повестке.
  12. Каждое выступление / презентацию мы начинаем со слайдов «executive summary» и «проект решения».
  13. Если мы используем слайды, то они должны быть просты для восприятия и основаны на принципе «одна мысль – один слайд».
  14. Начинать встречи на 2 минуты раньше.
  15. Проводить, только если участники изучили заранее присланные подробные материалы (5-6 стр.).

К содержанию>>>

Принципы финансового моделирования

  1. Файл решает задачу, для которой он создавался

    В файле присутствуют искомые результаты расчета; идти от отчета; приходить к входящим формам.

  2. В модели есть ключевой лист, из которого ясна суть смоделированного процесса

    Выведен лист Отчет с ключевыми предпосылками, сценариями, выходными результатами

  3. Удобство проверки/аудита модели

    На понимание одного листа не уходит более 10 минут. Оставлять максимум "следов" для проверки и воспроизведения.

  4. Формулы всегда постоянны в строке

    При использовании нескольких частот отчетности (годы, месяца) они разнесены по листам, а не присутствуют в одной строке, но в чередующихся столбцах.

  5. В формулах есть либо только расчет, либо ссылка на внешний источник

    отсутствуют формулы массивов, нет операций над элементами вне текущего листа; отображение связей между ячейками носит вид "прямой" линии (по горизонтали или по вертикали), не "сетки"; внутри формул нет констант. В ячейке один тип информации (в строке или в стролбце).

  6. Все элементы формул находятся в пределах видимости

    "В формуле число аргументов не превосходит 7 (семи); все аргументы размещены над или под результирующей строкой (приведены в пределах 5 ячеек); при необходимости суммировать больше значений выводятся подытоги в смежные строки для наглядности; зависимость между аргументами - линия, не сеть.

  7. При необходимости на листе может быть несколько дублирующих строк отдельной строки, чтобы расчет всегда был в области видимости."

  8. Отсутствуют объединенные ячейки

    В файле использованы наглядные наименования, не требующие объединять ячейки для красоты; иначе формулы нельзя продлить без допущения ошибок

  9. Приведены источники (подтверждения, обоснования) предпосылок расчета

    При наличии предпосылок есть указание на то, как они получены, включая фотографию экрана для данных из интернета; настроен переход к листам с обоснованием предпосылок

  10. Заголовки строк и столбцов закреплены при отображении

    Добавляется удобство (наглядность) при работе с моделью на компьютере

  11. Заголовки строк и столбцов закреплены при печати

    Добавляется удобство (наглядность) при работе с моделью в распечатанном виде

  12. Файл модели удобно печатается, распечатанный материал понятен без обращения к файлу

    Если можно напечатать, значит модель структурирована

  13. В модели есть лист Содержание с описанием листов модели

    Перечислены все листы; порядок упоминания в Содержании соответствует фактическому порядку

  14. В модели есть лист Лог с указанием шагов по изменению модели

    Указана информация об изменении, дате, авторе изменений

  15. В модели отображены все листы

    Отсутствуют скрытые листы

  16. Использование цветов заливки и шрифта ограничено, объяснено, логично

    Выделены цвета для предпосылок, изменяемых ячеек, автоматических расчетов; разделены шрифты для импортируемых/экспортируемых данных

  17. В модели есть возможность расширения (продления на дополнительные периоды) путем протягивания последнего столбца на всех листах

    Это альтернативный способ проверки принципа постоянства формулы в строках

  18. В модели использованы именованные диапазоны для облегчения чтения формул

    Случаи, когда использование именованных диапазонов невозможно, сведены к минимуму

  19. В модели минимизировано использование функций ВПР, ГПР; СУММЕСЛИ; ПОИСКПОЗ; макросов

    Такие функции не могут быть быстро проверены. НЕ использовать формулу СУММ, т.к. при добавлении строк внутри нарушается сумма (начинают включаться вхождения).

  20. В модели отсутствуют сводные таблицы Excel, ссылки на них и функции, основанные на них

    Такие функции не могут быть быстро проверены

  21. Графики наглядны

    Читаются и различимы при черно-белой печати; потоки (значения за период) отражены линиями, запасы (значения на дату) - столбцами

  22. Взаимосвязанные листы расположены близко

    обеспечивается удобства перехода при разработке и проверке файла

  23. Единство логики расчета

    Ссылки имеют одинаковое число этапов. Например, итог <- промежуточный расчет <- импорт <- внешний файл

  24. Итоговая строка - всегда сверху

    Строка с итоговым результатом всегда должна находиться над строками, которые участвуют в ее расчете, чтобы всегда можно было ниже увеличивать глубину детализации (разположение цифр идет от большего к меньшему; приводятся пять основных категорий; иные - группируются как "прочие")

  25. Наибольшие значения-вверху

    Отображать значения в столбце по убыванию

  26. Контроль изменений

    Указать номер версии и внесённые изменения в названии или в окружении файла

  27. Оптимальность

    Если что-то приходится делать долго, это можно сделать оптимальнее.

К содержанию>>>

Принципы оформления кода

  1. Все параметры вынесены вверх скрипта
  2. Графические элементы не зависят от циклических переменных
  3. Взаимосвязанные и часто изменяемые скрипты не содержат даты и версии

    Дата и версия добавляются в заголовок папки с архивом

  4. Максимум текстовых комментариев по этапу

    Ответить на вопрос: “Зачем делаем?”

  5. Добавить атрибуты (общие метаданные) в начале кода

    Метаданные:

    • Name
    • Date
    • Version
    • Author
    • Modified
    • Description

  6. Использовать пустые строки, отступы, дополнительные символы для выделения смысловых блоков
  7. Использовать простые названия переменных
  8. Функция должна начинаться с глагола - глагол отображает ключевое действие функции:
    check_for_errors
    Стандартные:
    • IS
    • GET
    • SET
  9. Слова в названии функций и переменных разделять знаком «_»:
    check_for_errors
  10. Называть функцию понятно, но кратко.
  11. Использовать структуру в коде - отделять разные команды абзацем:
    If 'на первой строке
    Then 'на второй правее if.
  12. Не использовать заглавные буквы в названии команд, переменных и др. (кроме некоторых исключений: глобальные константы)
  13. Избегать использования глобальных переменных (global variable), если есть - ставить префикс g_:
    g_log
    'глобальные переменные - переменные, областью видимости которых является вся программа.
  14. global constant писать заглавными:
    A_CONSTANT_GLOBAL
  15. Определять параметры/макросы в начале кода.
  16. Избегать использования одинаковых имен в различных типах данных: макросы, константы, функции.
  17. При перечисление имен ставить на первое место поле для неактивных или ошибочных состояний.
  18. Команды записывать с учетом размера экрана.
    • переносить на новую строку длинные команды
    • линия не должна превышать 78 знаков
  19. Отделять содержимое в скобках от скобок пробелами.
  20. Условия фиксировать в скобках:
    If (1 == somevalue)
    Then somevalue = 2
  21. Всегда должно быть значение по умолчанию, чтобы код выполнялся в любом случае.
  22. Только одно выражение может быть задано на строке.
  23. Только одна переменная может быть определена в строке.
    НЕВЕРНО:
    char a, x;
    ВЕРНО:
    char a;
    char x;
  24. Большое выражение делать по шагам:
    НЕВЕРНО:
    d = (b + c) + r;
    ВЕРНО:
    a = b + c;
    d = a + r;
  25. При многострочном комментарии: первое предложение должно быть резюмирующим.
  26. Комментарии без кода должны складываться в историю - что происходит в коде.
  27. В каждой точке кода, где перед вами стоит выбор, что сделать, напишите в комментариях - какой выбор сделали и почему.
  28. Все комментарии должны содержать дату комментария и имя, кто комментарий внес.
  29. Делить код на части, разграничивать разные этапы.
  30. Определять параметры в отдельном файле.
  31. Не использовать константы внутри кода. Определять их, в названии отображать суть константы:
    THEY_DIDNT_PAY = 16;
  32. Вместо деления на 100 использовать умножить на 0.01.
  33. Шаблон скрипта:
    /*******************************
    /* Приложение 1. Шаблон скрипта.
    *******************************/
     
    /****************/
    /******************** НАЗВАНИЕ **********************/
    /****************/
     
    /****************************************************/
    /**
    /** ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
    /**
    /** область валидации: 
    /** название теста: 
    /** версия: 
    /** создано когда: 
    /** создано кем: 
     
    /***************************************************/
    /**
    /** ИСТОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
    /**
    /** версия: 
    /** дата: 
    /** изменено кем: 
    /** описание изменений: 
    * Добавлено    ...
    * Изменено     ...
    * Удалено      ...
    /**
    /*****************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /**
    /** ЧТО ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ
    /**
    /** добавить:
    /** изменить:
    /** удалить:
    /**
    /** ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ
    /**
    /** 1. ...
    /** 2. ...
    /**
    /*****************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** НАЧАЛО СКРИПТА **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /******************************************************/
    /****/
    /** 1. БИБЛИОТЕКИ **/
    /****/
    /******************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** 2. ПАРАМЕТРЫ **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /**** 2.1 ПОРОГИ ****/
     
    /**** 2.2 ПЕРЕМЕННЫЕ ****/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** 3. ВЫБОРКИ **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /**** 3.1 ВЫБОРКА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ****/
     
     
    /**** 3.2 ВЫБОРКА ДЛЯ ВАЛИДАЦИИ ****/
     
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** 4. РАСЧЕТ **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** 5. РЕЗУЛЬТАТ **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** 6. ВЫВОД ИТОГОВ **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** 7. ГРАФИК **/
    /****/
    /*****************************************************/
     
    /*****************************************************/
    /****/
    /** КОНЕЦ СКРИПТА **/
    /****/
    /*****************************************************/

К содержанию>>>

Использованная литература:

  1. C Coding Standard: https://users.ece.cmu.edu/%7Eeno/coding/CCodingStandard.html

К содержанию>>>

Музыка


АЛЕКСАНДР ФИЛАТОВ

ИРКУТСК. Поэт. Автор стихов и исполнитель.

Кандидат физико-математических наук.

Заведующий кафедрой математической экономики Иркутского государственного университета.

САЙТ

Отдых